Irina Efremova
01

С П Е Ц И А Л И З А Ц И Я

Клиническая психология

С О С Т А В Л Е Н И Е

 П С И Х О Л О Г И Ч Е С К О Г О  П Р О Ф И Л Я

5000 ₽

О Н Л А Й Н — К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я

2500 ₽ / 60 мин

П О Ч Т А

efremely@gmail.com


Детская тюрьма

Работа с иррациональными установками из детства.

Метафора тюрьмы как символ несвободы и зависимости. В контексте этого упражнения – зависимости от установок, позиций, сложившихся в детстве. Мы зачастую не отдаем себе отчета в том, как образ жизни наших родителей, их слова и поступки продолжают влиять на нашу настоящую жизнь. Нельзя однозначно говорить, что это плохо: опыт детства во многом полезен и нет причин сомневаться в правильности того, чему учили родители. В этом случае мы имеем дело с рациональными установками. Но встречается и другой вариант, когда установки детства не соответствуют действительности и наносят вред развитию.

Шаг 1

Ответьте сами себе на следующие вопросы: Как в моей детской семье родители относились:
  • к своей работе?
  • к деньгам?
  • к старшим (старикам) и младшим?
  • к любви и отношениям между мужчиной и женщиной?
  • к праздникам и отдыху?
  • к порядку в доме?
  • Шаг 2

    Анализ утверждений:
  • Как эти мировоззренческие установки влияют на вашу жизнь?
  • Какие из них являются рациональными (субъективно верными) или иррациональными (неверными)?
  • Выявите ту установку, которая является для вас иррациональной, но вам очень трудно от нее отказаться?
  • Шаг 3

    Сформулируйте и запишите крупными буквами на листе одну установку, с которой хочется поработать. Необходимо, чтобы формулировка была очень конкретной: «Всегда помогай слабым», «Порядок в доме – обязанность женщины», «Деньги зарабатываются тяжелым трудом» и т. д.

    Шаг 4

    Ответьте на вопрос: К каким последствиям приводит следование этой установке? («Всегда помогай слабым»: люди «садятся на шею», просьбы превращаются в требования, не остается времени на себя…)

    Шаг 5

    Сформулируйте новое утверждение, которое будет являться рациональным. Чем отличаются иррациональные установки от рациональных: обычно это установки долженствования, отличающиеся своей категоричностью.
    («Всегда помогай слабым» – «Я предпочитаю помогать тому, кто простит помощи, если это не вредит моим интересам»)

    Шаг 6

    Запишите новую установку на лист бумаги – это ваш «пропуск на свободу». Порвите старую установку и представьте, как даете лист с новой установкой охраннику тюрьмы, который освобождает вас.

    Вернисаж достижений.

    Способствовать восстановлению чувства самоуважения через осознавание своих достижений. Развивать умение рассказывать о своих умениях и достижениях.

    В работе с низкой самооценкой очень важно сделать ревизию своих достижений. Зачастую люди склонны к недооценке того, что ими достигнуто, воспринимают успехи в работе, рождение детей, отличные дипломы и просто свои умения, как нечто должное, то, что может сделать каждый.

    Что понадобится:

    Бумага для рисования, карандаши, бумажный скотч, паспарту (желательно), музыка для визуализации.

    Шаг 1

    Представь себе, что ты приходишь на выставку, где собраны очень ценные и прекрасные вещи, фотографии, картины. Она организована в прекрасном месте и занимает несколько залов. Ты поднимаешься по парадной лестнице и у входа замечаешь свою фотографию. Надпись под фотографией означает, что это выставка твоих достижений. Тебя встречают, как самого долгожданного гостя, тебя окружают родные, близкие тебе люди, друзья, сослуживцы и те, с кем тебе довелось встречаться в самых разных местах. Кого-то ты сразу узнаешь, кого-то нет. Эти люди организовали выставку в честь тебя, и ты становишься первым её посетителем. Все экспонаты выставки подписаны, и можно без труда узнать, о каком твоем достижении идет речь. Может что-то тебе покажется малозначительным и недостойным внимания, может что-то тебя удивит, а что-то порадует. 

    И вот, ты проходишь в первый зал. Он называется «Моя семья». Осмотри, что выставлено в этом зале? О чем рассказывают надписи под экспонатами? Какой экспонат кажется тебе наиболее значимым? Ты идешь дальше и приходишь в зал «Моя работа». Картины, предметы, фотографии…Может быть, здесь есть письма и подарки от тех людей, с кем пересекались твои профессиональные пути, тех, кто с благодарностью вспоминает тебя, как специалиста. Твоим достижением являются все деньги, заработанные тобой. Представь себе самые значительные покупки, которые были сделаны на эти деньги – они тоже размещены в этом зале. Ты идешь дальше и приходишь в зал «Мои умения». Ты и не догадывался, как много, оказывается, ты умеешь! От скромного рукоделия до умений, которые сложно представить в материальном воплощении: умения дружить, любить, хранить верность, веселиться и искренне сочувствовать. 

    Это тоже достижения – достижения твоей души. Представь их в виде экспонатов на выставке. Есть еще другие залы, и у тебя есть время походить по ним…Какой экспонат тебе показался самым важным на выставке? В этой экскурсии тебя сопровождают люди – те, кому ты дорог и кем любим и уважаем. Это тоже твое достижение – достижение взаимоотношений…Ты возвращаешься назад, еще раз осматривая экспозицию. Благодаришь своих друзей за этот сюрприз.

    Шаг 2

    Нарисовать один экспонат выставки – то, что больше всего запомнилось и показалось важным. 

    Шаг 3

    Обсудить с психологом:

    — Какие чувства вызвало упражнение и почему?

    — Удалось ли заполнить залы экспонатами своих достижений? О чем говорят ваши достижения?

    Автор упражнений: Ирина Шевцова